Оглавление
Не существует автолюбителя, который, собственноручно ремонтируя свой автомобиль, не сталкивался с прикипевшими болтами. Самое неприятное, что неправильное решение этой проблемы может привести к более плачевным последствиям, решать которые будет гораздо сложнее. Самыми опасными из них можно назвать срыв резьбы, «слизывание» граней болта и перелом головки, не считая испорченного инструмента. Чтобы ничего из этого с вами не случилось, в следующих разделах будет подробно описано, как открутить прикипевший болт без последствий, и какие средства для этого лучше применять.
Проникающие жидкости и смазки
Еще на заре автомобилестроения механики сталкивались с проблемой закисших болтов и гаек, но в то время не было специальных жидкостей для их устранения этой проблемы. И тогда автолюбители начали применять подручные средства. В каждом гараже или багажнике машины всегда можно найти тормозную жидкость или антифриз. В их состав входят гликоли, которые обладают высокой проникающей способностью и разрушают ржавчину. Подобными свойствами также обладают керосин и уайт-спирит. К тому же, маслянистость керосина, помимо разрушения ржавчины, способствует смазыванию резьбы, что облегчит дальнейшее откручивание.
Технологии не стоят на месте, поэтому сегодня существует немало специальных проникающих жидкостей и смазок, которые облегчают откручивание закисших, казалось бы, намертво болтов и гаек. В их состав входят алифатические углеводороды, которые разрушают ржавчину и другие вредные образования.
Подобные жидкости продаются в аэрозольных баллонах в виде спрея, что значительно ускоряет их проникновение в резьбовое соединение. Самой известной из них можно назвать универсальную смазку WD-40. Она применяется автолюбителями всей планеты уже не одно десятилетие. Существуют, конечно, и более недорогие аналоги, например, Unisma или отечественный «Жидкий ключ», но по надежности и результативности они остаются далеко позади оригинала.
Как открутить закисший болт с помощью проникающей жидкости или смазки:
- Обильно залить проникающей жидкостью резьбовое соединение. Можно также смочить ею тряпку и положить на резьбу.
- Затем необходимо подождать 30-40 минут, чтобы химические вещества разрушили ржавчину и освободили болт.
- Потом нужно залить соединение смазкой и дать ей пройти по резьбе внутрь соединения.
- Затем нужно попробовать открутить болт.
- Также можно предварительно постучать по резьбовому соединению, чтобы окончательно разрушить ржавчину.
- Если все еще необходимо прикладывать усилия, чтобы открутить болт, то следует повторить процедуру еще раз.
Откручивание прикипевшего болта с помощью нагрева
Если проникающая жидкость не помогла открутить закисший болт, или ее просто нет под рукой, можно применить еще один вариант – нагрев резьбового соединения. Это более трудоемкое, но эффективное решение. Также этот способ применяется, если соединение было зафиксировано специальным резьбовым герметиком.
Для начала нужно выбрать, каким инструментом будет производиться нагрев – газовой горелкой или промышленным феном. Второй вариант более удобен, поскольку нагревать резьбовое соединение нужно до определенной температуры, но, в случае отсутствия мощного промышленного фена, горелка вполне справится с этой проблемой.
Резьбовое соединение необходимо нагреть до 230С, поскольку при более высокой температуре его можно запаять, и проблем от этого только прибавится. Затем нужно дать ему время для естественного охлаждения, поскольку искусственные методы могут привести к деформации металла. В результате нагрева металлические элементы расширяются, разрушая тем самым ржавчину на резьбе и увеличивая зазор между болтом и гайкой. Окончательного эффекта можно добиться только за несколько циклов «нагрев/охлаждение». После этого необходимо снова залить резьбовое соединение смазкой и попытаться открутить закисший болт.
Следует помнить: если после нагрева и смазывания все еще приходится прилагать большие усилия для откручивания болта или гайки, то нужно повторить процесс снова, а не прикладывать силу. Силовые методы могут только усугубить положение.