Рулевое управление автомобиля следует считать одним из основополагающих столпов современного транспортного средства. Его конструкция и схема устройства включает в себя целый ряд элементов, которые имеют свои названия и выполняют свои функции. Если идти сверху вниз, рассматривая устройство современного рулевого механизма, то его начальным элементом является рулевое колесо. Современное рулевое колесо должно отвечать целому ряду принципиальных схем, которые обеспечивают безопасность водителя при тех неприятных моментах, когда автомобиль попадает в ДТП. В этом случае колесо руля должно быть минимально травмоопасным и уходит в сторону, дабы не причинять серьезных повреждений автовладельцу который соответственно находится за этим самым рулем транспортного средства.
Кроме того дизайн этого устройства должен соответствовать интерьеру авто, гарантируя надлежащий вид салона машины. Еще современный авторуль имеет такую конструктивную особенность, что внутри него может располагаться подушка безопасности, которая и обеспечивает активную безопасность самого водителя. Следует отметить, что в конструктивную особенность и схему устройства рулевого колеса на сегодняшний день добавляется целый ряд опциональных моментов, к которым принадлежит обогрев руля, наличие на нем панели управления автомагнитолой и другими медийными система.
Спускаясь вниз, мы сталкиваемся с таким устройством как рулевая колонка, с которой рулевое колесо соединено шлицами. Количество шлицов рулевого колеса зависит от марки и модели автомобиля, так же как и глубина шлицов руля определяется производителем транспортного средства. На рулевой колонке находятся рычаги управления поворотом, круиз контролем и на определенных автомобилях от них зависит регулировка светового управления транспортного средства. Через систему шарниров рулевая колонка соединяется с рулевым валом. Причем шарнирными соединениями могут стать и крестовины рулевого управления, конструкция которых аналогична обычным крестовинным соединениям. Исходя из этого, можно говорить и о том, что сама конструкция и схема устройства определяет возможность появления определенных дефектов и неисправностей, которые можно будет устранить, используя сопредельный раздел данного проекта.
Итак, после ознакомления с рулевым колесом, колонкой и рулевым валом, можно будет перейти к исполнительному механизму управления рулевой системой. Прежде всего, рассмотрим систему гидроусилителя руля, которая состоит из редуктора или рейки шестерни, насоса гидроусилителя руля и их соединительного элемента, который именуется как шланг ГУР. Каждый из этих составляющих имеет свою структуру, конструкцию устройства которую необходимо знать, дабы правильно проводить ремонт любой из этой части.
Еще до недавних времен активно используемый рулевой редуктор имел определенную классификацию и по типу работы разделялся на зубчатые, червячные редукторы рулевого управления. Дальнейшая классификация предполагала количество ступеней, что соответственно отражалось в определении рулевых редукторов, которые были одно, двух или многоступенчатые. По тому, как использовались зубчатые колеса, рулевые редуктора делились на цилиндрический, могли иметь коническое строение или комбинировались в цилиндрические конические устройства. По иной классификации они разделялись на горизонтальные и вертикальные, но несмотря на все эти различия в какой-то степени они выполняли свойственную функцию направленную на улучшение и облегчение поворота рулевого колеса.
Понятно что, как и любой агрегат, рулевой редуктор состоял из корпуса рулевого редуктора, прокладочного комплекта, которые в ряде случаев назывался ремкомплект рулевого редуктора, а внутренний механизм включал в себя следующие детали – вал сошки, в обязательном порядке существовал сепаратор с шариками. И еще одним из элементов были винт, червячный механизм (червяк рулевого редуктора). Безусловно, для герметизации его использовались сальники, определенные гайки, стопорные шайбы и пластины регулировочного винта. Вот основные элементы о которых может идти речь при описании схемы устройства рулевого редуктора.
На сегодняшний день рулевой редуктор является в большей степени атрибутом грузового или коммерческого транспорта, хотя и может использоваться и в других типах авто. Имея определенные недостатки, влияющие на управляемость автомобиля, данная часть ГУР постепенно вытеснялась рулевыми рейками, которые могли быть механическими, там, где не предусматривался сам принцип ГУР.
Если же говорить о рейках, относящихся к системе усилителя руля, то они могут быть гидравлическими с полноценной системой всего комплекса гидравлического усиления, так и электрические. Электрические рулевые рейки устроены таким образом, как и определено их название, предполагающее наличие электрического мотора, увеличивающего силу рулевого колеса при повороте руля. Иначе говоря, конструкция электрической рулевой рейки представляет собой обычную рейку шестерню с инсталляцией на нее электромотора. Иное дело классическая гидравлическая рейка рулевого управления. Здесь усиление происходит за счет работы насоса ГУР, которые создают определенное давление на жидкость ГУР, что соответственно ведет к облегченному повороту колес при вращении рулевого колеса.
Как и любой механизм, рулевая рейка состоит из корпуса, рулевого вала, червячного механизма, который еще называется мозгами рейки, верхнего сальника рулевой рейки и нижнего, уплотнительных колец, ряд рулевых реек предусматривает наличие сайлентблоков руля, выполняющих демпфирующую роль.
Далее следует более подробно рассмотреть еще один узловой элемент данной системы. Этим элементом следует считать насос гидроусилителя руля, который имеет следующую конструктивную структуру – корпус, крышка гидроусилителя руля, прокладка крышки гидроусилителя рули и исполнительный механизм. К исполнительному механизму необходимо отнести шкиф гидроусилителя руля. Кроме того существует механизм, обеспечивающий создание давления жидкостей системы ГУР. К ним следует отнести ротор и статор гидроусилителя руля, на которых находятся лепестки. Их вращение и создает то исходное давление, которое затем передается через шланги ГУР на рулевую рейку. Существует вход и выход насоса ГУР, последний из которых называется штуцером. Практически на каждом насосе гидроусилителя руля расположен датчик, считывающий информацию повышения оборотов двигателя. И последней частью является бочок ГУР, который выполняет роль хранилища для жидкости ГУР.
Далее мы рассмотрим последнюю составляющую всей этой замкнутой системы и определим какова может быть конструкция шланга гидроусилителя руля. Устройство и конструкция шланга гидроусилителя руля должна отвечать высоким технологическим требованиям, обеспечивающим выполнение такой функции, как удержание высокого давления в циркулирующей жидкости гур. Как правило, соединительный шланг системы ГУР изготавливается из армированной резины, внутри которой может находиться и пружинная составляющая.
Для соединения с рейкой и насосом ГУР шланги гидроусилителя руля содержат соединительные изготовленные из металла фитинги, которые снабжены резьбой, гайкой и соответственно герметизируют всю систему. Вот основные принципы работы и конструкции системы ГУР современных автомобилей, которые и обеспечивают удобство эксплуатации транспортного средства, позволяя легко и непринужденно поворачивать рулевое колесо и направлять транспортное средство туда, куда необходимо исполнителю, стоящему за рулем.
Если же интересует, как детально работает каждый из описанных механизмов, то мы порекомендуем приобрести соответствующую литературу или купить диск по устройству транспортного средства, внимательно и динамично изучить все интересующие моменты. Наша задача провести поверхностное ознакомление с конструкцией и устройством рулевого управления авто и предоставить информацию об автосервисах, которые занимаются данной проблематикой.